10:38 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Тут в соседнем чате одна девочка написала: "Я накануне экзамена по философии с чёрным огроменным котом спорила о солипсизме".
Так давайте же поговорим... о снах!
Какие самые странные сны вам снились? Как вы думаете, они были вызваны чем-то, происходящим в реальности?

@темы: Сны

21:03 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
В сети идут мегасрачи на тему того, договорной матч был у России-Испании или нет, и вообще - насколько возможно сделать его постановочным.
Я честно скажу: я в теме не разбираюсь от слова совсем, потому собственное мнение сформировать не могу.
А вы что думаете? Есть какие-то прям веские аргументы за/против?

14:48 

О творчестве

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Недавно у меня появилась такая теория, хочу ею поделиться и, может быть, обсудить

Творчество приходит к нам из разных источников и само по себе бывает очень разным.

Бывает творчество от избытка
Когда человека слишком много, в нём бурлят эмоции, кипит жизнь, в нём есть любовь к себе/миру/окружающим, и энергии больше, чем требуется, она переливается через край - и выливается в творчество.
Это творчество - не банальные живопись/музыка/литература, это творчество в более широком понимании. Можно творчески писать письма, творчески подойти к готовке, уборке квартиры, даже на дурацкие вопросы знакомых отвечать с остроумной находчивостью, интересными, нешаблонными фразами.
Это творчество - это попросту созидание и поиск новых, ещё неизвестных, тропинок. Это путь даже не против правил - мимо правил.
Это творчество шаловливое и спонтанное. Вроде Дали, который обклеил свой музей булочками, или Пушкина, который писал шутливые эпиграммы. В подобном творчестве всегда есть лёгкость и бунт, а новые требования часто воспринимаются, как игра - смогу ли я вписаться? Смогу ли ответить на вызов?
Это самое здоровое творчество и вообще - самое естественное состояние человека. Большинство из нас занималось творчеством от избытка энергии в школе и/или университете, а потом, с приходом "серьёзной взрослой жизни" у многих творческие силы словно бы куда-то исчезли. На самом деле, они не исчезли. Просто стало внезапно слишком много проблем и тревог, мало времени, много критиков и недоброжелателей, а ещё сверху навалились усталость, неудовлетворённость собой и счета за квартиру. Откуда уж тут взяться избытку сил?

Бывает творчество от невроза
Когда я говорю "невроз", я подразумеваю вовсе не диагноз из МКБ, а внутреннюю неудовлетворённость собой, которая сжигает человека изнутри.
Есть мнение, что многие люди начинают творить, чтобы их увидели, услышали и приняли. Например: моё мнение не слышат, когда я говорю его в лицо, но я могу написать о нём, нарисовать его, спеть его - преподнести его так, чтобы меня, наконец, услышали и поняли!
Или же, я чувствую себя недостаточно хорошим, недостаточно оценённым окружающими - и я хочу через творчество, через свои достижения и заслуги доказать, что я чего-то стою.
Или же реальность кажется мне неуютной, я хочу от неё сбежать, и вымышленные миры - выход, согласитесь, куда лучше, чем наркотики или алкоголь.
Ну и так далее.
Невроз может быть очень мощным двигателем, на нём можно выехать очень далеко. Но любая критика и любая неудача при таком подходе воспринимаются всё тяжелее, а творчество из радости превращается в боль и пытку.
И если удастся выйти из этой борьбы - со всем миром и с собой в том числе - то можно, достигнув вершины, свалиться в кризис. Потому что основная задача ("доказать") выполнена, а творить просто так, ради творчества - не получается.

Бывает творчество как сублимация
Сублимация (я думаю, вы и так помните) - это когда я делаю А, потому что не могу делать Б.
И не стоит считать, что сублимация - это плохо.
На самом деле, это психологически очень хороший способ справиться с желаниями, чувствами, переработать опыт. Стивен Кинг как-то пошутил, что пишет, потому что в книгах он может безнаказанно убивать людей. Рэй Брэдбери спрашивал начинающих литераторов, случалось ли им выплёскивать в своих историях настоящую любовь и настоящую ненависть. А уж про стихи, которые Пушкин записывал в альбомах придворных дам, можно и не вспоминать, я думаю :-)
Хитрость заключается в том, что если вас заботит проблема измены и предательства, вы не сможете написать на этих эмоциях суровый космический боевик без капли "соплей". А если вам хочется набить кому-то морду, то не стоит, пожалуй, садиться за милую детскую сказку. В остальном же кипящие эмоции могут стать хорошим топливом для творчества, а творчество может помочь принять свой опыт, переосмыслить его и, возможно, даже смириться со случившимся.
Впрочем, в таком состоянии необязательно писать художественную литературу - можно заниматься любым видом творчества, главное - выплеснуть в этом творчестве все свои эмоции, все свои чувства.

Что же тут получается? Выглядит всё так, что прежде, чем вылить что-то из кувшина, придётся его заполнить. А чем - уже второй вопрос: негативом, позитивом, сомнениями, любовью, ненавистью. Всё выглядит так, словно измотанный человек без сил и ресурсов не сможет творить. Потому что ему нечем.
Но так ли это?

Бывает творчество как путь к себе
Быть может, вы слышали о книготерапии, сказкотерапии, арттерапии и прочих творческих терапиях. Их рекомендуют, в том числе, людям с депрессией, людям потерянным, не знающим, куда себя приткнуть, людям измотанным, в жизни которых не хватает радости.
Это творчество - как поиск себя. Поиск того самого внутреннего ребёнка, которого поставили в угол, а потом ещё забаррикадировали шкафом, чтобы не мешался под ногами. И вот через такое творчество человек получает возможность снова найти себя, обогреть внутреннего ребёнка - и найти в себе силы, чтобы идти дальше и делать больше, чем прежде.
Главное требование к такому творчеству: никаких требований. Никакой критики. Никаких попыток оценивать себя и сравнивать с другими.
Главная задача: делать то, что хочется, так, как хочется, и таким образом потихонечку возвращать себе вкус к жизни.
От арт-терапии нельзя требовать высоких достижений, она вообще не о достижениях, она - о попытке компенсировать дефицит сил. Если каждую нарисованную картину, танец или глиняную вазу, сделанную в рамках сеанса арт-терапии, оценивать с точки зрения высоких художественных стандартов, то можно ещё глубже свалиться в творческий кризис. Но если позволить себе просто творить (тут желательно ещё не показывать результаты творчества потенциальным критикам и делиться только с теми, кто готов принять и поддержать в любом виде) - то постепенно дефицит начнёт выправляться и появится чуть больше сил на жизнь.
Кстати, в рамках арт-терапии, совершенно случайно, могут получаться замечательные, красивейшие вещи. Но стоит помнить, что такие результаты - спонтанны, и принимать эту спонтанность
И тогда удачных произведений будет становиться всё больше, но только - тссс! - я вам об этом не говорила

@темы: Точка зрения, Творчество

12:56 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Я уже как-то говорила про конкурс иллюстраций "Штрихи Пролёта", куда я кидала своё Лучшее волшебство.
Так вот. В теме конкурса вывесили информацию о проиллюстрированных рассказах и...
...к моему точно есть как минимум одна иллюстрация! :ura:
Как теперь дождаться выкладки, я уже на стену лезу от любопытства :alles:

P.S. Только вот вопрос - когда выложат уже? :( В прошлый раз на следующий день выложили, в этот - всё тянут

@темы: Дела иллюстративные

09:10 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Когда все подряд делают лэндинги, лэндинги начинают раздражать

А вообще - вот новая платформа для авторов: happyend.media/
Вдруг кому интересно :)

@темы: Творчество

13:31 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Я залезла в свой старый дневник и нашла там просто мега фразу! Не могу не поделиться

Жизнь - это секс. Не превращай ее в изнасилование

@темы: Точка зрения, Мудрость Тикки

10:33 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Задумалась в очередной раз над извечным вопросом "как/где/на чём/в каких условиях писать". И вы знаете, что я думаю: если тебя действительно прёт, ты будешь писать в любых условиях.
Я сочиняла истории, сидя на парах в вузе. Я печатала текст по дороге на остановку, уткнувшись в крохотный (128х128) экран кнопочной нокии. Я писала в блокноте на работе, сворачивая его, если кто-то проходил мимо. Я писала в автобусе, в самолёте, ночью под одеялом и даже, пардон, в туалете.
Я писала от руки, печатала на экране компьютера, планшета, телефона, нетбука.
Я писала дома на балконе, посреди ночи. Я писала в столовой, во время обеда, в самый разгар дня.
Условия, в сущности, неважны. Когда тебя прёт и тащит вперёд по тексту.

Условия становятся важны, когда у тебя кризис. Условия - как некий выторгованный с музой компромисс. "Я буду писать на красивой бумаге, перьевой ручкой, сидя за столом напротив окна в моей мансарде..." - звучит чарующе, не так ли? Но ни мансарда, ни ручка - не спасение. Иногда они даже ограничения, если не можешь позволить себе писать в других условиях. Иногда они - золотая клетка, в которой сидишь, смотришь в это дурацкое окно мансарды, катаешь в руке паркер с золотым пером - и ни единой мысли в голове.
А в другой раз просыпаешься ночью, хватаешь погрызенную ручку и тетрадку "для всего" - ту самую, в которой рецепты шарлотки соседствуют с чужим адресами и страницами фрирайтинга-психоанализа. Хватаешь - и не можешь остановиться, хотя глаза слипаются и хочется спать.

Условия - хорошее дело. В той же степени, в которой хорошо, когда дома прибрано, пол подметён и посуда помыта. Мы нуждаемся в условиях не потому, что они нужны для творчества, а потому, что у нас есть естественная потребность в уюте. В красоте. В комфорте.

@темы: Точка зрения, Творчество

09:07 

О вторичных выгодах или "ему просто выгодно болеть"

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Принесу и сюда.
По поводу вторичных выгод
Ролик: www.youtube.com/watch?v=F7J94SexBNM&t=2s
Статья (тут о том же, но подробнее и со ссылками на источники): zygmantovich.com/?p=16074


Самый яркий пример мышления в духе "вторичных выгод" продемонстрировал как-то мой знакомый. Он сказал "женщины выбирают в мужья алкоголиков, потому что можно потом ничего не делать и винить алкоголика в своих неудачах". Такое, имхо, мог сказать только человек, который мало видел семей с мужьями-алкоголиками (в которых чаще всего жена успешнее мужа, а выбрала его не из-за какой-то выгоды, а по большой любви, и по большой же любви и тащила).
Другой пример привёл он же, и это было из серии "думала - дно, но снизу постучали". Я рассказала историю о муже, который ушёл от жены-онкобольной (дождался ремиссии и свалил). Меня эта история подкосила, и захотелось узнать мужскую точку зрения. И мне сказали "ну так она, может, заболела раком, чтобы его удержать" :alles: Раком. Чтобы удержать мужика :alles: Бляяяяя, у меня других слов нет
Ну да ладно, история не об этом, это так, яркие примеры, чтобы вы понимали, о какой концепции, в сущности, идёт речь.

Я думаю, вы уже поняли, что существование вторичных выгод - достаточно спорная штука. И она может оказаться не только бесполезной, но и вредной (тебе итак хреново, но мы ещё сверху чувства вины насыплем, что это ты сам всё сотворил, потому что тебе выгодно). При этом под гребёнку вторичной выгоды гребут и откровенный бред (вроде примеров выше), и страх (который не выгода, а причина бездействия), и самоутешение (типа "мне и одному хорошо" - это не выгода, это попытки найти плюсы в своём положении). В крайнем случае, может быть симуляция, но тут уже не скрытая выгода, а вполне себе явный обман.

@темы: психология

09:58 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Недавно начала снова (периодически, совсем нерегулярно) писать утренние страницы. Спасибо за это пермским "булочкам с текстом" - субботним посиделкам, во время которых люди сперва 20 минут пишут утренние страницы, а потом ещё 20 минут - зарисовки на заданные темы.
Утренние страницы при этом, естественно, никому не показываются, а вот зарисовки - читаются прилюдно.

Вообще, до "булочек" я думала, что ничего нового про утренние страницы я уже не узнаю.
Но я ошибалась. Два открытия я всё-таки сделала.

Открытие 1.
Когда перестаёшь ставить знаки препинания - это хороший знак.
С точки зрения грамма-наци, конечно, - плохой. Но с точки зрения психологии - очень хороший, особенно для тех, кто привык очень старатенько расставлять все запятые. Для таких людей исчезнувшие знаки препинания - это полностью снятый внутренний контроль. Это стёртые границы допустимого. В такие моменты пишутся самые важные вещи, самые глубинные, поднимаются самые сокровенные темы.

Открытие 2.
Работать нужно не 12 часов, а головой
Писать нужно не 3 страницы, а столько, сколько нужно
В этом мне очень понравился подход писать ровно по таймеру, 20 минут.
3 страницы формата А4, для меня лично, - это очень маленький объём. Я его исписываю минут за 5-7. Причём половина этого объёма будет выглядеть примерно как "вот я сейчас допишу и сделаю кофе", "а за окном льёт дождь", "а писать мне, в сущности, нечего".
Как мне кажется, в утренних страницах каждого пробивает на по-настоящему сокровенное по-разному. Кто-то готов сразу писать о наболевшем. Кому-то нужно пробиться сквозь толщу "пустой породы" - бессмысленных рассуждений о завтраке, чашке чая, коте на подоконнике или человеке, которому нужно будет перезвонить. И вот когда эта толща пройдена, прописана, выпущена на бумагу - открывается по-настоящему важное. То, что действительно тревожит и гнетёт (если вас, конечно, что-то и правда тревожит и гнетёт :rotate: )

Мне понравилось, как у нас сказали на "булочках": бывает, думаешь какую-то мысль - и она кажется страшной. Но когда напишешь её на бумаге - она уже не выглядит настолько страшной.

@темы: психология, путь художника, утренние страницы

21:14 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Вообще, у меня есть такая проблема: я очень не люблю давать свои произведения знакомым. Особенно - новым знакомым и старые произведения.
Это ж такая типичная ситуация: "О! Ты пишешь! Дай почитать!"
И я начинаю натужно искать способ как-то слиться.
Проблема в том, что я знаю: мои тексты не идеальны, не безгрешны, не отточены, как бриллиант. Они такие, кусочки корунда: крепче только алмаз, но ослепительно прекрасными их не назовёшь. И головой я прекрасно понимаю, что человек, прочитав эти произведения, может захотеть меня покритиковать. И головой же я понимаю, что я не могу ему это запретить. Он имеет на это право. Это же голубая мечта любого читателя: прийти к автору и объяснить, в чём тот был неправ.
Моя же позиция в этом деле довольно проста: если текст я дописала, куда-нибудь отправила и опубликовала - то всё, этого ребёнка я отпустила в свободное плаванье. Я не буду его трогать, разве что кто-нибудь когда-нибудь захочет выпустить сборник моих рассказов (что вряд ли). Я "закрыла гештальт" и пошла дальше.
Но это ведь очень трудно объяснить читателю: что произведение написано, что у него есть недостатки, что я об этих недостатках знаю и чувствую их, но трогать ничего не буду, потому что смысла нет. Я его оставила и пошла писать дальше. И критикуя, вы не делаете доброе дело (я итак в курсе), вы просто ставите меня в неловкое положение, когда я вынуждена выслушивать критику и понимать, что ну да, самым правильным решением было бы просто никому не давать свои тексты. Победила, опубликовалась - ну и ладно, а так я ещё молода-зелена, как автор, и мне ещё шлифоваться и прятаться в столе.
И тут возникает забавная и немного неловкая ситуация, когда ты автор, да, но ты не очень-то хочешь, чтобы тебя читали. По крайней мере, ты не очень-то хочешь, чтобы тебя читали люди, с которыми ты хорошо знаком в реале, потому что это сопряжено с неловкими ситуациями.

А ведь человеку не скажешь "не критикуй". Рискуешь влезть в ещё более нудные объяснения и споры, ведь "критика - это так ценно", "критика - это так важно", "нужно уметь принимать критику, даже если это неприятно, это помогает расти" :alles:
Вот дорасту до уровня, когда буду сама любить свои произведения беззаветной любовью, - тогда посмотрим.

@темы: Творчество

20:06 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Внезапный вопрос (кто вспомнит, о чём он, и даст Тикки тапком, тот молодец)

Какое название лучше?

Вопрос: Какое название лучше?
1. Тени исчезают с рассветом 
7  (20%)
2. Тени уходят с рассветом 
8  (22.86%)
3. Тени тают на рассвете 
18  (51.43%)
4. Ваш вариант 
2  (5.71%)
Всего: 35

@темы: Творчество

13:17 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Надеюсь, я вас ещё не достала, а то после постов про питание народ что-то начал массово отписываться :lol: но это, блин, так интересно!
Короче, когда мы едим, если не голодны, то мы, на самом деле, реализуем какую-то потребность, просто замещаем её едой.
Ну например, мы можем доедать дорогое блюдо, потому что нам жалко денег, - мы реализуем потребность в экономии таким образом.
Или мы можем есть, чтобы поднять себе настроение.
Или есть, чтобы пообщаться с друзьями.
Можем заедать стресс, типа "меня никто не любит, пойду поем".
Ну это всё очевидно.
Но я сейчас нашла у себя потребность, которая порвала мой мозг нафиг :lol:
Вы просто вдумайтесь:
ЕДА КАК ПОВОД ВСТАТЬ ИЗ-ЗА КОМПЬЮТЕРА :alles: :alles: :alles:

Короче, кот счастлив. Мы с ним кругами носимся по квартире :lol:
Тут надо отметить, что мой кот - экстраверт, как ни странно это звучит. То есть, он не может играть один с игрушками. Ему скучно. И вообще, ему пофиг на игрушки. Его любимая игра - это когда он убегает, потом прибегает, я его шугаю - он обратно убегает, потом я бегу за ним, потом он за мной. Ну короче, такой спортивный кот, бегун на короткие дистанции с препятствиями. Если ему кинуть игрушку - он просто побежит рядом с игрушкой, потому что это повод побежать. И это чудо отличалось какой-то совершенно некошачьей выносливостью, из-за чего ты уже задолбался, а он ещё даже не утомился.
Но сегодня я его утомила :lol:

@темы: интуитивное питание, Кошки

14:01 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Организм, что ты делаешь, прекрати :laugh:
Решила "читмиллнуть". Ну раз есть можно всё, то почему бы не поесть те венские вафельки, которые мне принесли как-то к чаю, а я их мужественно не ела, тренировала силу воли?
Почувствовала голод, заварила себе кофе, взяла вафельку, села...
...откусила её два раза и наелась
Да что ж творится-то :lol:

@темы: интуитивное питание

16:04 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Вообще, забавно наблюдать за другими людьми.
Тренер говорит: главное - есть, когда ты голоден, и переставать есть, когда ты не голоден. Ну и при возможности заменять более калорийные продукты менее калорийными.
При этом отдельно отмечают: не голодайте! Голодать - не нужно! Почувствовали голод - ешьте, после каждой ложки опрашивая свой организм, насытился он или нет. Как только насытился - прекращайте есть.
Ввели подсчёт калорий, но при этом сказали: ограничивать калории не нужно, пока просто считайте их, чтобы оценить, сколько вы реально едите, и понять, что вообще такое - калорийность пищи.

Комментарии во флудилке:
- точно решила, буду есть на 1000 калорий
- а я постараюсь не поднимать калораж выше 800
- спасибо тренеру, я теперь не ем фрукты на ночь о боже, какой кошмар, фрукты на ночь!
- какой ужас, я раньше пила кофе каждое утро, и оно поднимало мне настроение, это же психологическая зависимость! а потом лишний вес... душа моя, чёрный кофе без сахара содержит в себе 0 калорий и, наоборот, способствует похуданию. не нападай на невинный продукт
- я посчитала, у меня столько запасов жира, что можно не есть месяцами. но я слабая, безвольная, не могу без еды, периодически всё равно возникает чувство голода
:apstenu: :apstenu: :apstenu:
Не, ну тех, кого ведущие палят, они вразумляют. Но многие это пишут во флудилке, куда ведущие не заглядывают из принципа (это было оговорено), следовательно, и мозги вправить не могут

Далее - чудный диалог (опять же - флудилка):
- У меня появился запах изо рта
Ответ такого же пользователя:
- Это выходят токсины
:alles: :alles: :alles:

@темы: интуитивное питание

09:28 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Очень интересное задание нам подкинули в марафоне, под девизом "мы часто неправильно оцениваем свои способности".
Вот скажите, сколько раз вы можете подпрыгнуть на одной ножке за минуту? Запишите эту цифру. А теперь поставьте таймер на минуту, начинайте прыгать и считать :)

P.S. Мы тут в соседнем чате назвали этот эксперимент: "Если не можешь потрясти мир - потряси хотя бы себя" )

@темы: интуитивное питание, как ни удивительно

19:34 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Тем временем, внезапно, -2,5 кг за четыре дня :wow2:

@темы: интуитивное питание

10:07 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Удивительные открытия продолжаются.
Обычно я съедала на завтрак калорий 500, потому что упрямо преследовала мысль, что я ж не наемся и буду голодная ходить.
Сегодня сделала себе омлет из 3 яиц (я всё никак не привыкну к новым порциям и делаю побольше, про запас). Съела две трети - и всё. А это 200 калорий. 200 калорий завтрака - и я больше не хочу есть
Как так жить-то :alles:

@темы: интуитивное питание

09:24 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Когда я переехала и рассмотрела свой новый район, пошутила, что надписи на стенах домов - это источник народной мудрости. Они мне попадались всё, как одна, такие чёткие-пацанские: "Ешь мясо", "Читай книги", "Толерантность - это утопия". Уже не совсем вандализм с матом, названиями групп и любовными уравнениями, а намёк на что-то большее.
На некий потенциал. Душевный порыв.
Пусть и связанный с вандализмом.
И вот буквально пару дней назад из автобуса увидела на стене дома стихотворение:

она молчала громче,
чем иные кричали
но он продолжать считать,
что она не знает

Простые строки. Для сети. Но на стене дома они обретают какую-то дополнительную пронзительность - наверное, потому что не ждёшь стихов на стене дома.
Сегодня с утра дошла до этого дома, чтобы сфотографировать.
К сожалению, не успела: слова уже замазали чёрным. Теперь там вместо стихотворения - ряды прямоугольников. Она молчала так, что остальные не захотели это даже видеть.

@темы: История жизни, Творчество

16:39 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Вообще, давно уже хотела ввести такой тег и начать рассказывать об этом, потому что опыт интересный и всё время хочется делиться эмоциями

Я тут записалась на марафон по интуитивному питанию
Идёт третий день, а у меня уже масса удивительных открытий
Например, оказывается, я могу съесть половину тарелки супа и полкотлетки и наесться :alles: А ещё, когда очень хочется есть, будешь есть даже пресный творожок, и он будет зашибись какой вкусный!

Ещё у нас экспериментальный запрет на быстрые углеводы. Не с целью худеть, а с целью поэкспериментировать и понаблюдать, что они вообще значат для нас, какую роль играют в нашей жизни
Так вот, докладываю о ходе эксперимента: поначалу без сладостей грууууустно :( И возникает мысль, что от них-то жизнь и наполнялась радостью, а без них всё какое-то серое
Но вот на третий день начинает резко прошибать на разные другие радости. Типа ура, с кем-то поболтала в коридоре! Ура, нашли, почему падал код! И так далее, разные ура. Причём они и раньше были, но тут ощущение, что мозг их начал специально подсвечивать особенно яркими цветами.
Такое ощущение, что привычка к сладостям проходит, как интоксикация, и мозг, очухавшись, начинает работать так, как ему положено, а не зависеть от сладкого
Любопытный опыт

@темы: интуитивное питание

09:27 

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
У меня сложные отношения с поп-психологией. А ещё со мной, наверное, трудно людям, я слишком умная :alles:
Недавно знакомый восторженно рассказывал мне, что он открыл для себя Андрея Курпатова.
Я-то для себя Андрея Курпатова как открыла, так и закрыла после цитаты "не нужно пытаться что-то в себе открыть, главные открытия в вас сделает патологоанатом при вскрытии". Это настолько идёт вразрез с моим опытом познания себя, что читать дальше желание отпало сразу же.
О чём, собственно, знакомому и сказала.
Но знакомый сказал мне, что у Курпатова он нашёл замечательные вопросы, которые заставили его о многом задуматься.

Итак, внимание, вопросы.
Вопрос номер 1. Устраивает ли вас ваша жизнь?
Вопрос номер 2. Совершаете ли вы ошибки?

Задав эти вопросы, знакомый уставился на меня глазами котика из Шрека и попросил дать ответ.
Я ответила.
Ответ номер 1. Что-то устраивает, что-то не устраивает, по-разному бывает.
Ответ номер 2. Конечно, совершаю, куда уж без этого.

- Ага! - радостно воскликнул знакомый. - А теперь третий вопрос
Вопрос номер 3. Если вы понимаете, что ваша жизнь вас не устраивает, и видите свои ошибки, почему вы продолжаете поступать по-старому и совершать те же ошибки?
Знакомый посмотрел на меня таким взглядом, будто только что обыграл меня в покер с помощью сложнейшего блефа.
А я начала ржать.
- Это манипуляция, - ответила я.
- Как манипуляция? - не понял знакомый.
- Во-первых, неудовлетворённость жизнью - это не какая-то жизненная трагедия. Это нормальное явление, которое случается у всех людей на протяжении жизни. Ощущение полной удовлетворённости как раз - временное явление, оно проходит, приходит неудовлетворённость, и именно неудовлетворённость - то, что заставляет нас расти и меняться. Потому периодическая неудовлетворённость жизнью не является символом жизненного фиаско, напротив, это совершенно нормальное явление. Решая задачи на одном "уровне", человек дорастает до следующего, где сталкивается с новыми вызовами, на которые должен ответить, как результат - новое чувство неудовлетворённости.
Торжество мучительно медленно сползает с лица моего знакомого, сменяясь маской натужного размышления.
- Во-вторых, нигде в вопросе не было указано, что ошибки я совершаю одни и те же и постоянно. Если же ты найдёшь человека, который уверит тебя, что не совершает ошибок вовсе, то этот человек кому-то врёт - или тебе, или себе. Адекватный человек понимает, что он совершает ошибки и будет их совершать, потому что все ошибаются. И это нормально. Именно так мы получаем новый опыт.
Знакомый смотрит на меня так, будто я отрастила парочку драконьих голов и теперь весело ими помахиваю.
- То есть, психолог задаёт два вопроса, на которые любой нормальный человек даст именно те же ответы, которые даю я. И после этого в третьем вопросе начинает человека "фрустрировать", намекая, что он сам виноват, поведение у него неправильное и нужно быть полностью довольным жизнью и никогда не ошибаться. Разумеется, полностью довольных и никогда не ошибающихся людей нет, следовательно, караул, всем нужна помощь психолога, читайте дальше.
- Ну нет, ну психолог же не об этом... он же о том, что мы повторяем какие-то ошибки! - возражает знакомый.
- Ну тогда и вопросы надо иначе строить. Пока что я вижу манипуляцию и обвинение человека во вполне себе естественных вещах, которые случаются со всеми.

Спорили мы часа два, не только на эту тему, но и на тему других высказываний Курпатова.
После чего мне было сказано, что я слишком умная, а между строк - что я умнее самого этого товарища :alles:

P.S. Я не ручаюсь за точность вопросов, возможно, оно у Курпатова и иначе сформулировано, но мне как задали вопросы - так я и отвечала.

@темы: История жизни, Философия

Домик над пропастью

главная