Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
07:38 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Метро 2034

Пусть с опозданием, но я прочла Метро 2034. И если 2033 мне понравилось своей продуманностью и атмосферой, то 2034 разочаровало и утомило. Но читая, я сделала несколько ценных выводов - по крайней мере, для себя самой. И может быть, для таких же неопытных, как и я сама, авторов.

Вывод 1.

Порой кажется: чем больше философствуют герои, тем умнее книга. Словно высказывая мысли прямым текстом, ты предлагаешь читателю темы для размышления. Да только часто получается наоборот. От рассуждений текст тяжелеет, а читатель лишается свободы. Он больше не может осмысливать события сам: все пережевано за него заботливым автором, остается лишь взять в рот и проглотить - но кто не побрезгует глотать чужую жвачку? Погрязшие в рассуждениях герои выглядят бледными пятнами на ткани. В них нет жизни, и нет сил им сопереживать, потому что сопереживание навязано извне: старик-рассказчик расставил все точки. Он все объяснил: кто, куда и зачем шел, отчего герои так себя вели, по ком плакать и о чем жалеть. Он наполнил каждый уголок книги омертвевшей, стариковской философией. Все расставлено по местам, все готово к похоронам. Можно забивать крышку гроба и засыпать землей: отпевание уже состоялось.
И чем дольше я читала, тем лучше понимала, как прекрасен текст выжатый, лишенный авторских эмоций и разглагольствований. Ничего не навязывающий. Ничего не утверждающий. Просто показывающий и предлагающий: "Оно вот так бывает. Как тебе?"

Вывод 2.

Когда берешься писать, часто начинаешь думать о жизни. О том, чем она отличается от книг, о непредсказуемости смерти и невнятности акцентов. О том, что все непонятно, и главный герой неотличим от второстепенного, и все предсказания часто оказываются глупыми и обманчивыми. И чем дольше наблюдаешь, как рушатся чужие планы и в прах рассыпаются иллюзии, тем сильнее искушение взять и перепутать все карты героям, смазать сюжетные линии, наполнить страницы поступками хаотичными и бессмысленными, всякий раз внося в сюжет элемент жизненной непредсказуемости, броуновского движения.
Да только правильно ли это?
А давайте представим, что вы решили описать в книге реальные исторические события. Что вы сделаете прежде всего? Вы соберете материал, выберете главную сюжетную линию, выделите главных героев, а потом отсечете все лишнее. Ведь у вас есть конкретная картина, которую вы хотите показать, конкретная цель. Вы знаете, кто ведет сюжет и к чему. Вам не нужно метаться!
Пока я читала "Метро 2034", меня не покидало ощущение, что сюжет лепится на ходу, а автор не ведет читателя к цели, а просто гуляет, по пути заглядывая во всевозможные переулки и подъезды. "О нет! - думает писатель. - Читатель не должен догадаться, что я веду его к Красной площади!" - и сворачивает в канализацию. А потом заглядывает в магазин иностранной литературы на Арбате и ссорится там с продавцом. И ладно бы он ссорился из-за испачканных в канализации ботинок, что оставляют грязные следы на полу. Нет, ему просто не понравился выбор литературы.

Вывод 3.

Я всегда подозревала, что нет сюжета страшнее, чем сюжет об авторе, пишущем книгу. Одно из самых тяжелых произведений мастера Фаулза - Мантисса, описывающая отношения автора и музы. Каждому автору знакомы муки творчества. И чем вернее не клеится текст, тем сильнее искушение приляпать сверху сочинителя, неистово разыскивающего героев и выдумывающего сюжет. Но если нет сюжета изначально, и если не вписан в него сам автор, то ничего хорошего из этого не выйдет.
К тому же, в отличие от взаимоотношений человека и инопланетян, творец и творимое общаются гораздо менее разнообразно. Творец может встретить творимое и решить что-то изменить (с двумя исходами), творец может често записать все, что наблюдал. Или солгать. Он может разминуться со своим детищем или не поверить в его реальность. Здесь нечего искать - или почти нечего. Простому читателю неинтересно, как мучился писатель, пока отрабатывал сорок рублей из четырехсот, отданных за книгу. Читателю хочется легкости. Он не желает лезть во внутреннюю кухню - и совершенно в этом прав.

@темы: Книги, Критика, Раскрысления, Творчество, Точка зрения

URL
Комментарии
2010-12-24 в 13:15 

Kaltsifer
Les gens me donner le nom du démon, et parfois le nom d'un ange ... Où est la justice dans tout cela, quand je veux juste amour et d'affection ... Donnez-moi donc juste un nom ... Dieu ... et il n'ya pas de formalisme! ^^6
Думаю что в 2033-34 эти книги будут смотреться юмористическими)

   

Домик над пропастью

главная