Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
09:24 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Вчера пересмотрели фильм "Возвращение" Звягинцева, сегодня утром читала из любопытства рецензии. Как жаль, что премьера фильма прошла так давно и в 2003 я еще не могла оценить фильм по достоинству, хотя и тогда он показался мне очень сильным.
Мне странно сейчас читать рецензии, в которых маяк уподобляют Вавилонской Башне, а отца - Иисусу. Мне странно читать рецензии, утверждающие, что фильм ни о чем. И так много хочется сказать, и жутко жаль, что слова эти уходят просто в пустоту.
Но все-таки ниже - три маленькие рецензии. Три - потому что в одну не уместилось.

***

Для меня это фильм о неполноценности двух детей, из которых мать мужчин воспитать не сумела. Они не умеют драться, не умеют за себя постоять. Они несамостоятельны. Старший - безвольный, подчиняется авторитетам. Младший - скандальный выскочка, но при этом трусоват. Да, все люди разные, но эти двое росли в уютных условиях, где если что - придут мама или бабушка, утешат, приласкают - и проблемы разрешатся.
Конфликт отцов и детей - всегда конфликт, даже если они и не разлучались на двенадцать лет. А если дети приучены к мягким и тактичным маме и бабушке, а отец - почти что уголовник, то это уже столкновение двух миров с разным представлением о возможном и допустимом.
Отец хочет, чтобы дети стали другими: чтобы старший был лидером и следил за временем, чтобы младший не вредничал и делал то, что нужно, не мешая другим. Он вспыльчив и нетерпелив, но хочет достичь своей цели. А тот, кто очень хочет, всегда добивается, правда, вопрос - какой ценой?
Чтобы сделать из мальчиков мужчин, отцу пришлось погибнуть. И тогда все изменилось. Безвольный старший сын, всегда слушавшийся младшего, начинает отдавать приказы. Младший перестает спорить (а высоты боятся он перестал чуть раньше). Мальчики отправляются назад сами, и они резко взрослеют. Они учатся делать те вещи, которые им не приходилось делать никогда.
И пусть отец ушел, он оставил в них что-то. И это главное.

***

Не взирая на то, что отец взял с собой сыновей, стремился он к чему-то явно материальному, к загадочному черному ящику, который сгинул вместе с его телом и лодкой в толще вод.
То материальное, что представлялось для отца важным и главным (ведь он торопил детей ради этого ящичка, не давал им порыбачить и отдохнуть, оставлял их одних), оказалось абсолютно пустым и ненужным. Никто так и не узнал, что было в этом ящичке. Ящичек отцу в отношениях с детьми не помощник.
А то духовное, что он посеял в сыновьях, - а помимо всего посеял он ненависть, - ему и аукнулось. И когда отец ушел, он остался не в ящичке. Он остался в памяти повзрослевших внезапно детей.
Материальное - уходит. Духовное - остается.

***

Двое детей погубили родителя, которого считали несправедливым. Младший считал всегда, старший - лишь иногда недоумевал.
Погубили случайно, нежданно-негаданно. И были в шоке.
Что значил для них этот отец? Трудно сказать, но другого у них не было и не будет. И пусть он умер, тело его они оставлять не хотят. Ведь казалось бы: зарыли, похоронили, уехали - но нет. Дети тащат его до последнего, пока лодку не уносит и не поглощает рекой.
И тот, кто сильнее всего ненавидел, теперь громче всего кричал и дальше всего бежал. Чувствовал вину? А может, труп, когда он уже не может ударить и обидеть, кажется куда более добрым, чем живой человек. С мертвецом найти общий язык проще.
Дети бегут и кричат, а у отца в машине - фотография: их и матери.
Они стремились друг к другу, но не смогли друг друга понять.

@темы: Точка зрения, Рецензии на фильмы, Раскрысления, Кино

URL
   

Домик над пропастью

главная