Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
10:30 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
И это опять мой пост с Живых Людей

Гарри Поттер и Проклятое Дитя



Сегодня стартуют официальные продажи книги “Гарри Поттер и Проклятое Дитя” в России.
Кому интересно, скачать бесплатный фанатский перевод можно здесь: vk.com/potter_news (платный электронный ещё не вышел, а то я бы и на него ссылку дала :) )

Для тех, кто не знает, “Гарри Поттер и Проклятое Дитя” – это сценарий для пьесы, премьера которой состоялась 30 июля 2016 года в Лондоне.
О постановке уже много говорили в сети. Горячо обсуждалась внезапно ставшая негритянкой Гермиона, на что Роулинг называла всех недовольных расистами и требовала привести цитаты, где упоминается цвет кожи героини (цитаты привели, но, как вы понимаете, это ничего не изменило). Много холиварили на тему сюжета, хвалили качество постановки (изобразить на сцене магию - это вам не хыхры-мухры), ругали сценарий и спойлерили - но билеты тем не менее раскупили на полгода вперёд.
Про сценарий главное, что следует знать: писала его не Роулинг, а Джек Торн и Джон Тиффани, специализирующиеся на сериалах о трудных подростках. От Роулинг там, по сути, только главные герои, мир ну и высочайшее дозволение издавать это всё с её именем на обложке.

Дальше идут два отзыва: сперва краткий и скучный, без спойлеров, а потом адски спойлерный и повеселее :)

Продолжать законченную серию всегда сложно. Сложно создать историю, которая не потерялась бы на фоне предыдущих книг и выдержала с ними конкуренцию. Сложно сказать что-то новое, а не заниматься пережёвыванием старого.
В случае “Гарри Поттера и Проклятого Дитя” продолжение, на мой взгляд, получилось слабее основной серии.
Книга небольшая, читается очень легко (я проглотила за один вечер) и вызывает ностальгию. Герои симпатичны, им сопереживаешь, "ружья" стреляют, есть удачные шутки и трогательные моменты. Да и после прочтения остаются приятные эмоции: добро в очередной раз победило (я же ничего этим не спойлерю, правда?), причём не только в прямом смысле, “в лоб” (да, злодеи повержены), оно победило ещё и в сердцах людей, заставило многих героев иначе взглянуть на себя, друг на друга и вообще измениться к лучшему. Что хорошо.

Но пара недостатков, на мой взгляд, существенно портит произведение.
Во-первых, в сюжете хватает логических неувязок и “дыр”, которыми предыдущие семь книг не грешили (за подробностями – добро пожаловать под кат). Во-вторых, от сюжета неумолимо веет вторичностью. Авторы не позволили миру развиваться, насмерть вцепившись в прошлое, и всё происходящее так или иначе уводит нас к событиям основной серии, словно ничего другого интересного в магической Великобритании быть не может.

Если вы хотите моё мнение, то книгу я вам всё-таки советую прочитать. Скоротаете вечерок и сами сделаете выводы.
Но ждать от неё того же размаха и проработанности, что и от предыдущих, я вам всё же не советую. Она куда проще и претендует на меньшее.

Дальше начинаются АДСКИЕ спойлеры

Для тех, кто не в курсе, изложу завязку книги.
События разворачиваются через 19-22 года после падения Волдеморта.
Альбус Северус Поттер попадает в Слизерин и начинает водить дружбу со Скорпиусом Малфоем, из-за чего становится изгоем. Причём испорченными оказываются отношения Альбуса не только с обычными учениками, но и с родным братом Джеймсом (мда, плохо Гарри воспитал своих детей...)
Три года Альбус и Скорпиус ныкаются по углам, страдают фигнёй, тщательно выполняют все школьные правила, а потом - бабах! - и у Альбуса, видимо, случается половое созревание, потому что иначе творящееся дальше безобразие я объяснить не могу. Короче говоря, Альбус, подслушав разговоры Гарри и Амока Диггори (отца Седрика Диггори, о котором бы никто не помнил, если бы его не сыграл Паттисон), решает, что нужно восстановить справедливость и спасти невинно убиенного паренька. Спасать Седрика предлагается с помощью специального маховика времени, который позволяет путешествовать во времени на долгие годы назад и менять прошлое. Ага. Вот так-то. До свидания, канон.
Спрятан маховик ни много ни мало в кабинете у Гермионы, которая, видимо, мало того, что цвет кожи сменила, так ещё и в маразм впала, потому что в собственном кабинете устроила игру "12 записок", ведущую к этому самому маховику. Нахрена? Видимо, боялась забыть, где прятала.
Пока друзья ищут маховик, четырнадцатилетний Альбус (превратившийся в Рона) пристаёт к Гермионе, предлагает ей завести ещё одного ребёнка и страстно её целует.
Эммм... Я не буду это комментировать, ладно?
Дальше начинается путешествие в прошлое, попытки спасения Седрика, изменения будущего, встреча с дочерью Волдеморта (та-дам!) и многое другое, о чём я сейчас говорить не буду.
Вместо этого я просто кратко пробегусь по вещам, которые меня очень смущают в сюжете.

Первое. Я не могла избавиться от ощущения, что книгу писали фикрайтеры. Хорошие фикрайтеры, знающие законы композиции и читавшие про “стреляющее ружьё”, но всё же фикрайтеры.
Почему? Да потому что логика повествования плывёт. Дочь Волдеморта Дельфи, желающая вернуть папочку, узнаёт, что если прилюдно унизить Седрика Диггори, тот станет Пожирателем Смерти, равновесие окажется нарушено, Гарри Поттер умрёт, а Тёмный Лорд придёт к власти. И что бы вы думали делает Дельфи? Она ломает палочку Альбуса (сын ГП), связывает тому руки и говорит: “Унизь Седрика! А не то я убью твоего друга!” Я молчу про то, что унизить Седрика Дельфи способна сама: она достаточно сильная волшебница и наколдует что-нибудь без проблем. Меня больше интересует вопрос: как вообще она это себе представляет? Как связанный Альбус без палочки будет кого-то унижать? А если он согласится – где она возьмёт палочку вместо поломанной, чтобы Альбус мог колдовать? Свою отдаст? И где гарантии, что её после этого не свяжут?
Другой пример. Герои возвращаются в прошлое, чтобы повлиять на исход Турнира Трёх Волшебников. Сначала они вмешиваются в первое испытание, потом – во второе, а потом – в третье. И в ходе этого мы узнаём много удивительного. Арена во время Турнира никак не защищена. Никто не следит за посторонними на арене, никто не обнуляет результаты испытаний, если было замечено вмешательство. Например, во время первого испытания у Седрика Диггори с помощью банального “экспеллиармуса” забирают палочку. Всем ясно, что это сделал кто-то с трибуны, а значит, нельзя засчитывать Седрику поражение. Но поражение засчитывают. Тут бы логично усилить слежку за ареной, чтобы во время второго испытания никто не вмешался. Но – всё проходит без проблем. И Седрику опять засчитывают поражение, хотя постороннее вмешательство налицо (над головой бедного юноши появляется фейерверк со словами “Рон любит Гермиону”). Как, спрошу я вас, Турнир Трёх Волшебников до сих пор существует при таких правилах? И как он не превратился в борьбу команд, заклинаниями поддерживающих своих любимчиков?
Получается, что злодеи (Дельфи), что окружающий мир (организаторы Турнира) - идиоты. Что усиливает ощущение фанфика.
Ну и последнее, что не недостаток, конечно, но тоже создаёт атмосферу фанфика. Наконец-то подружились все те, кого мы так хотели подружить: Драко встаёт плечом к плечу с Гарри, Снейп перешучивается с Гермионой, и всё (если не считать Амбридж с Волдемортом) оказываются редкими няшечками. Отношения Скорпиуса и Альбуса и вовсе наводят меня на мысль о скором появлении огромного количества слэшных фанфиков с этой парочкой.

Второе – это настойчивое цепляние за прошлое. В настоящем ни у Гарри, ну и его друзей, ни у “молодёжи” нет никаких серьёзных врагов и проблем (ну социализацию Альбуса опустим). Единственное приключение, которое могло случиться, осталось в прошлом – это Волдеморт. И чтобы хоть как-то сдвинуть с мёртвой точки сюжет, Тёмного Лорда нужно реанимировать. Пусть не в прямом смысле (оживлять его больше не станут), а с помощью путешествий во времени, дочери, изменений прошлого, – но тень Волдеморта вновь нависнет над героями.
И это ошибка, которую, кстати, очень любят допускать авторы затянувшихся эпопей: нам не дают нового врага и новую угрозу. Нам возвращают старую.
Хотя, казалось бы, что, в мире больше нет других проблем? Других злодеев? Других сложностей?

Третья вещь, которая смущает, – это съезжающий канон. К примеру, в книгах говорилось, что Гарри спрятали у Дурсли, чтобы родная кровь защищала юного волшебника. Да, в каморке под лестницей было несладко, но безопасность превыше всего. В “ГП и ПД” портрет Дамлблдора плачет и извиняется перед Гарри, и причины, по которым профессор оставил ребёнка у дяди и тёти внезапно меняются. Не “безопасность”, а “я не хотел к тебе привязываться”, “я всегда причинял боль всем, кого любил”. Словно автор сам забыл изначальные причины поведения бывшего директора.
О том, как существование сверхмощных маховиков времени весь канон ставит под угрозу, я промолчу: об этом и без меня скажут.

Четвёртая вещь, которую бы хотелось упомянуть, совсем крохотная, и это скорее композиционная деталь, но обидно, что подобные детали не учитываются в произведении таких опытных авторов.
Проходит несколько лет учёбы (и дружбы) Скорпиуса и Альбуса прежде, чем нам рассказывают, кто же такой Скорпиус (а Скорпиус оказывается чем-то вроде Рона и Гермионы в одном флаконе). То есть до начала путешествий во времени мы даже не знаем, что Скорпиус зубрила и вообще очень умный.
С Альбусом такая же фигня: в одной из первых сцен у того не получается сварить зелье и все вокруг ржут. Потом к теме зельеварения сюжет не возвращается. А вот в финале, к нашему величайшему изумлению, выясняется, что Альбус “действительно хорош” именно в зельеварении. Как? Почему? Откуда что взялось? Непонятно.

@темы: Книги, Гарри Поттер

URL
Комментарии
2016-12-07 в 10:55 

Ронен
Хатуль йадан
Бэ. "Гарри Поттер и основы рационального мышления")

2016-12-07 в 10:57 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Ронен, "бэ" Гарри Поттеру или мне?)) респект, ты осилил простынку!

URL
2016-12-07 в 11:12 

Ронен
Хатуль йадан
Ticky, "Бэ" упоротости по ГП и бесконечной алчности Дж. К. ) Никак не оставит свою супердойную корову. Отдельное "бэ" афрогермионе.

2016-12-07 в 11:17 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Ронен, так как её оставить, если поклонники с одной стороны просят, а с другой - денежки несут? :) Да и заняться ей чем-то надо. Все другие её проекты как-то не взлетают.
Мне наоборот кажется, что было бы клёво, если бы она замыслила ещё цикл по этому миру, но нормально замыслила: придумала отдельных персонажей, независимый сюжет и т.д.. "Фантастические твари" в этом плане в целом ничего ) Предсказуемо, но миленько

URL
   

Домик над пропастью

главная