Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
10:01 

Здесь-и-сейчас или Что самое важное в книге?

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Ежели кто не знает, позавчера был праздник: десять лет со дня дня выхода первой книги по Гарри Поттеру.
Узнала я об этом, к сожалению, только сегодня, но уже успела ввязаться в дискуссию. Вы знаете, Гарри Поттер - это всегда дискуссия. На судьбе писательницы, жившей на пособие по безработице, и вихрастого подростка в смешных круглых очках сходится слишком много эмоциональных меридианов. Скажите "Поттер" - и тут же начнут ломаться копья. Чего я только не услышала за годы обсуждения поттерианы: и утверждения, что успех Роулинг - целиком и полностью результат продуманного маркетинга ("так первую книгу же выпустили тиражом 500 экземпляров и без рекламы" - "это тоже было частью маркетинговой компании!"), и уверения, что "Гарри Поттер" - это вредящий подросткам учебник по сатанизму (а вы не знали? :alles: )

В этот раз дискуссия получилась скромнее.
Знаете, что говорили издатели, отказывавшиеся печатать книгу Роулинг? Они говорили, что экшен начинается слишком поздно, что повествование слишком размеренное, что книга сложная, героев много и вообще, всё слишком мудрёно. Короче: "дети нынче читают мало, они и простенькие сказочки-то не могут осилить, а вы им эпопею суёте!" И что выяснилось? Что все они о-ши-ба-лись насчёт того, что нужно детям (а заодно и насчёт того, что нужно взрослым).
Меня недавно начала преследовать мысль, что концепция "правильного написания" (это когда завязка сразу цепляет, действие сразу прёт, интриги-вотэтоповороты на каждой второй странице и прочее, прочее, прочее) - в корне порочна. Мы читаем не ради интриги (хотя она может нас зацепить). Мы читаем не ради финала (до него надо дожить). Мы читаем, потому что нам уютно и комфортно вот здесь и сейчас, на вот этой странице. Кому-то приятен мир, кому-то - персонажи, кто-то воспринимает автора, как мудрого человека, с которым приятно общаться через книгу. Интрига важна, скажете вы. Да, важна. Но миллионы читателей по всему миру заглядывают в финал и, увидев, что всё закончилось хорошо, продолжают чтение. Зачем они это делают? Они ведь убивают интригу! А потому что они читают не ради результата (я узнал финал, я дочитал книгу), а ради процесса.
Миллионы читателей выбирают книги с совершенно предсказуемыми сюжетами: крутые мужские боевики (мы знаем, что герой всех нагнёт), сентиментальные дамские романы (мы знаем, что влюблённые будут вместе). Интеллектуалы со свойственным им снобизмом возмущаются: как можно это читать? Ведь финал просчитывается с первых страниц! Всё просто: читают не ради финала, а ради процесса. Ради эмоций. Ради ощущений здесь-и-сейчас.
И интеллектуалы, презрительно кривящиеся от "литературного ширпотреба", на самом деле, тоже не сильно-то заботятся о финале. Не финал им нужен. А, например, изящный авторский стиль. Психологически достоверные образы героев. Новые идеи. Общение с умным и талантливым человеком - автором - и получение крупицы его опыта. Их тоже интересует процесс, а не результат.
Возвращаясь к Поттеру. Значительная часть первых шести книг - это не столько даже интриги, противостояния и расследования. Это быт. Необычный быт школьников-магов. Это описание уроков, это истории о том, как и что устроено в волшебном мире. Это нюансы, детали, мелочи. Десятки, сотни, тысячи мелочей, из которых складывается реальность Хогвардса - того самого мира, в который попадает читатель и в котором ему хочется остаться. Не про битву с Волдемортом читают - а про то, как пересадить мандрагору или уговорить сомневающегося в себе друга, что он сможет стать хорошим вратарём.
Это вещественный мир, телесный, ощутимый. Это здесь-и-сейчас.
Будь Гарри Поттер историей о битве со злом - его бы прочли и забыли. Зло побеждено, можно выдохнуть и закрыть книгу.
Потому-то, как мне кажется, и проваливаются многочисленные академки, потому и не дотягивает успех подражателей до оригинала: все думают о форме. О форме, а не о содержании. Это не бег и не борьба. Это - сотворение мира, дотошное и аккуратное, как вышивание.

Мы читаем, потому что нам нравится находиться в книге. И это - всё, что нужно знать о чтении.

@темы: Точка зрения, Творчество, Книги

URL
Комментарии
2017-06-28 в 11:48 

Pustelga
Ты застопорился, мой дактиль? Дай, я тебя почищу...(с)
Под последней фразой я готова подписаться тыщу раз. Именно так все и происходит.

Хотя в целом ГП я не люблю, его слишком много вокруг, моя тонко организованная нервная система такого давления не выдерживает XD

2017-06-28 в 12:27 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Pustelga, его слишком много вокруг, моя тонко организованная нервная система такого давления не выдерживает
о, я тебя понимаю. Не в случае ГП, а вообще. Иногда бывает, что вроде что-то и неплохое, но столько вокруг поклонников и обожателей, что тошно уже )

URL
2017-06-28 в 14:57 

Лоторо
Марс в фуражке
Да, важен баланс, потому что про просто быт волшебной школы читать быстро надоест.

2017-06-28 в 16:38 

~Алана~
Мало кто понимает меня, я тоже не особо врубаюсь(с)
Точно. Я когда-то поняла, почему я каждый раз перечитываю ГП, но забыла-=) Действительнр, потому что там-волшебство, там волшебный быт, где палочкой пирог, и древние руны-вполне себе обычный предмет, как высшая математика-=)

2017-06-28 в 18:15 

Ронен
Хатуль йадан
ХЕ-хе-хе... прошел сейчас тест, кем бы я был в сеттинге ГП, тест сказал, что мое место в Азкабане, и удивительно, как я еще на свободе. Правильный тест))

2017-06-28 в 18:36 

Remi Lark
Северус! Рассосись, сделай одолжение!
Мы читаем не ради интриги (хотя она может нас зацепить). Мы читаем не ради финала (до него надо дожить). Мы читаем, потому что нам уютно и комфортно вот здесь и сейчас, на вот этой странице.
Невозможно не согласиться ))

2017-06-28 в 18:55 

Ронен
Хатуль йадан
А по теме - трудно не согласиться. Если бы мы читали ради интриги и развязки, кто бы стал перечитывать..*

2017-06-28 в 19:46 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Лоторо, да, сюжет все-таки нужен ))
~Алана~, :friend:
Ронен, на поттермор зарегистрируйся, там есть определятель факультета, палочки и патронуса )
Remi Lark, :friend:

URL
2017-06-28 в 20:22 

Ронен
Хатуль йадан
Ticky, не, я не настолько в этом) Мне, чесино говоря, не особо понравилось, больно много разнообразных условностей и натянустей.. Вот " Гарри Поттер и теория рационального мышления" - это да, это читал с удовольствием)

2017-06-28 в 22:14 

Лоторо
Марс в фуражке
Блин, я пыталась читать рм, но там настолько блевотная марти сьюха, и автор так откровенно дрочил сам на себя и так недостоверен был в психологии, что я нишмагла.

2017-06-28 в 22:23 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Ронен, ну как знаешь )

Лоторо, я тоже трм неасилил (

URL
2017-06-28 в 22:48 

Ронен
Хатуль йадан
Ну, о вкусах не спорят) А мне это околотипанаучное понравилось)

   

Домик над пропастью

главная